•  
    Ближайшие события

    Новостная рассылка

    Подпишитесь и получайте самые свежие новости.
    Подписаться на новостную рассылку
  • Сопровождение в Simulink летных испытаний летательного аппарата «ОКБ им. А.С. Яковлева»

    31 января 2011 года

    Рис. Имитационная модель движения ЛА в Simulink

    «Использование продуктов MathWorks позволило успешно завершить летные испытания
    проектируемого летательного аппарата. Моя точка зрения – на сегодня MATLAB и Simulink - оптимальная среда для работ по моделированию движения летательных аппаратов, синтезу алгоритмов и сопровождению летных испытаний»

    Матвеев А.В. Ведущий инженер-конструктор ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»

    В современных условиях модельно-ориентированное проектирование становится основным инструментом для реализации авиационных разработок. Летные испытания (ЛИ) подтверждают достоверность созданных моделей и сделанных выводов, при этом количество варьируемых в процессе ЛИ параметров значительно сокращается.

    В рамках данного проекта имитационное моделирование использовалось непосредственно перед и в процессе завершающего и наиболее ответственного этапа проектирования – летными испытаниями. Была создана имитационная модель проектируемого летательного аппарата (ЛА) и все изменения тестировались на этой модели. Кроме того, модель уточнялась в процессе ЛИ.

    Использование продуктов MathWorks в процессе ЛИ ЛА позволило ускорить анализ результатов ЛИ, скорректировать характеристики ЛА и обеспечить проверку изменений, вносимых в проект (например, в части аэродинамических характеристик, алгоритмов управления).
    Особая ценность продуктов MathWorks в этом проекте - оперативное тестирование любых изменений в части алгоритмов и аэродинамики.

    Задача
    В данном проекте была поставлена задача ускорить анализ результатов летных испытаний проектируемого летательного аппарата и выработать рекомендации по улучшению его летно-технических характеристик.

    Решение
    В процессе работы в среде MATLAB и Simulink был проведен комплексный анализ имеющихся материалов по ЛИ; сформированы исходные данные для моделирования; составлена нелинейная модель продольного управляемого движения аппарата.
    Результаты моделирования сравнивались с материалами ЛИ, после чего модель была скорректирована. После верификации модель была использована для анализа результатов ЛИ и сопровождающего моделирования в процессе ЛИ.
    На основе разработанной модели был проведен анализ ряда полетов ЛА и предложены мероприятия по улучшению его летно-технических характеристик – изменение угла стреловидности крыла. Мероприятия были реализованы на ЛА и позволили успешно завершить летные испытания.

    Результаты
    - Сокращены сроки разработки. Использование имитационного моделирования упростило анализ результатов ЛИ и способствовало успешному завершению испытаний с минимумом пусков, в результате сократились сроки разработки.
    - Уточнены исходные данные. По результатам анализа коэффициент подъемной силы был увеличен на 10%. Также было введено падение тяги по температуре (до 15%).
    - Улучшены летно-технические характеристики аппарата. С целью уменьшения потерь подъемной силы на балансировку угол стреловидности крыла был изменен на 1 град.

    Использованные продукты:
    MATLAB
    Simulink
    Aerospace Blockset
    Aerospace Toolbox
    Control System Toolbox
    Simulink Control Design


    Модельно-ориентированное проектирование

    Сферы применения